Алексей Кияйкин (Посадник) (posadnik) wrote,
Алексей Кияйкин (Посадник)
posadnik

Categories:

Я думал. что уже все, но материал был другого мнения...


ГЛАМУР КАК ИДЕЯ ОВЛАДЕВШАЯ МАССАМИ

Часть 1,5

 

По факту, АП - сплав двух песенных культур. Современный фольклор и отраслевой фольклор - фольклор интеллигенции созданной Сталиным. Его система массового строительства ВУЗов для пополнения экономики и социалки саморощенными спецами создала в стране избыточное культурное давление, которое накопилось не в 30-е, а в 40-е, с оттяжкой из-за войны (если бы не война, массово запели бы за ИФЛИйцами еще в 40-е!!! Даже тогда появились песни "нулевого поколения" - а в войну повыбивали то поколение, вот и не осталось на виду никого кроме троих - Лепского, Аграновича и Анчарова, и запели уже их младшие современники).

 

Так вот, фольклор массовый - это городской романс. Без изыска и выпендрежа - потому что массово нравиться можно только продукту без изыска. А фольклор интеллигенции зависит не от массового спроса, а от того, каково культурное давление в этой части общества. Если там прикалываются в стиле "романа о девочках", то на выходе Горбовский и его "У павильона пиво-воды", и молодой Соснора. если там хотят текстуальных изощрений - будут эпигоны Бродского, впллотьь до Щербакова.

 

У меня появилась слегка безумная идея - уж больно хорошо она ложится в канву нашей истории. Откуда взялся миф о том. что барды в своем узком кругу (т.е. фольклор интелей) - лузеры в штормовках, поющих про тайгу? Потому что в истории поп-культуры был период, когда романтика тайги была МАССОВЫМ УСТОЙЧИВЫМ СПРОСОМ. Массовый туризм, песни про романтику типа "Что у вас, ребята, в рюкзаках", "Умный в гору не пойдет" и т.п.. Идея. первоначально интельская, была инкорпорирована массами. И, как любое увлечение, имела свой срок жизни. Она отмерла, и массы заболели чем-то еще.

 

Короче, для простоты - АП меряют по наиболее близкой из ОТМЕРШИХ тем масскульта. Для того, чтобы упростить СЕБЕ цепочку доказательств, что она устарела (см. первую часть статьи) - была романтика тайги? Была. Тащились от песен про горы? Тащились. Барды тоже про это пели? Тоже. Вот видите - все люди имеюют две ноги, Кай - человек, далее по тексту. Романтика тайги массами отвергнута - значит, и бардов нужно отвергнуть, чтобы они устареллами не занимались. Это ведь логика именно масскульта - вышедшее из моды встречает максимальное отторжение через 10 с чем-то лет, а через 20 наблюдается возврат интереса. Цикл какая прелесть - надоело - какая гадость - какое прелестное ретро - как актуально.

 

Так вот, опять же. АП массовой части - масовый фольклор - это ни разу не Щербаков. Критерий прост как валенок - готовность неподготовленного слушателя это слушать и получать удовольствие. В этом пласте у нас те самые личности - Вахнюк (с поправкой на то, что аллергия на образный ряд имеет место быть), - Вайханский, от чьего "Я небо приоткрою" на моей памяти млели массы девочек-первокурсниц, никоим боком к АП не относившиеся, - Хомчик, ибо красиво поет, зараза, пусть и как блондинко, - и та сама ТаМань. Это то, что съест неподготовленный слушатель (см. ч.1) ибо в первую очередь гламурно (ч. 2!!!). Собсно, в гламуре нет ничего плохого - пока он не перековывает тебя в блондинку.

 

Но когда душе хочется чего-то плотнее, чем "пара строк-один образ", когда хочется плотно и с полуслова общаться, то есть когда ты подготовленный слушатель - блондинко по ту сторону рампы сильно мешает, ибо появляется ощущение, что тебя кормят манной кашкой.

 

А при мощном давлении со стороны общества, желающего гламурности (как так - у вас человек с гитарой, его и слушать нельзя, оборкеструйте его слегка, добавьте басуху и ударник - и пипл на вас побежит толпами), блондинка вешается на вас как репей, которому сдуру обещали на нем жениться. Когда-нибудь, дорогая. Когда-нибудь.

 

И развитие жанра у нас получается двояким - ответный спрос будет расти только на гламурные вещи, если мы претендуем на массового неподготовленного слушателя так же, как на своего внутреннего подготовленного. Но делая больше гламура, меньше остается жизненного пространства на то, благодаря чему даже наш гламур отличается от гламура развлекательного ДМВ-канала.

 

Нам вряд ли стоит рассчитывать, что мы увидим, как «не милорда глупого – Белинского и Гоголя с базара понесут». Но мы можем осваивать СВОЮ нишу, чей продукт - даже гламурный – регулярно ставит на уши блондинок внешнего мира. Послушайте то же «Радио русские песни» или «Авторадио».

 

 

Примечание:

При написании данного текста ни одна блондинка не пострадала.

Кажется.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments