Алексей Кияйкин (Посадник) (posadnik) wrote,
Алексей Кияйкин (Посадник)
posadnik

Categories:

о гламуре, бардах и японском аниме

ГЛАМУР КАК ИДЕЯ ОВЛАДЕВШАЯ МАССАМИ

 

Часть 2

Немножко мракобесия.

 

 

Итак, носители АП вытесняются в маргиналы. Это видно невооруженным глазом.

 

Они вытесняются как «шестидесятники», - термин, стараниями антикоммунистов, точнее «антисовков» эпохи Горбачева и раннего Ельцина, ставший синонимом «словоблуда и лузера».

 

Они вытесняются как носители МУЗЫКАЛЬНОЙ культуры морально устаревшей – несопоставимой с высотами музыкальных течений появившихся в последние десятилетия.

 

Они, наконец, когда претендуют на текстовую состоятельность АП, испытывают прессинг современной поэзии, отточившей стихотворную форму и постмодернистскую игру смыслами.

 

Те, кто считает, что АП жанр р а з г о в о р н ы й, опять же оказываются в меньшинстве. Ибо о чем сейчас разговаривать человеку с гитарой, когда человек с гитарой должен петь и играть. А его должны слушать. Музыкальный материал положено слушать. А не петь или подпевать.

 

*  *  *

 

Отметим еще одну грустную вещь. КСП (или более обтекаемо, «сообщество АП») – часть общества. И испытывает прессинг со стороны его актуальных тенденций. В 70-е и 80-е в мире был моден эгоизм и индивидуализм (как говорят иные злые обозреватели из США, «десятилетие эгоистов тянется до сих пор») – в КСП/АП как раз на этот период падает рождение тезиса, что они ценны вкладом в развитие личности – в охрану личности от диктата социума. Грубо говоря, совок всех причесывал под одну гребенку, а в КСП стригли каждого модельно и как он захочет.

 

В 80-е особенно остро стоял идеологический вопрос – да ЦРУ и не скрывает, что сейчас вещает на Иран с целью раскола общества, используя все те же методы – пропаганду западных ценностей, в первую очередь индивидуализм и личные свободы, на молодежь.

Ровно теми же средствами, что и радио «Свобода», «свободная Европа» и «Голос Америки». А то, что нас об интересе ЦРУ и вообще американских политиков к просвещению молодежи в сторону ценностей Запада старательно извещал агитпроп -.от этого тезис не становится менее верным. Вероятность «если в газете «Правда» будет написано, что наступает лето, обязательно надену валенки» мы рассматривать не будем, это либо клиника, либо обида типа «незабудемнепростим» (тм).

 

Так вот, в те же 80-е мы узнали, что главная ценность КСП – противостояние режиму. Отстаивание политической свободы. В данной нам в ощущениях реальности, включающей фильмы «Мастер и Маргарита», «Московская сага», «Штрафбат» и «Сволочи», думаю, тема Кровавой Гэбни (тм) достаточно раскрыта, чтобы ее повторять еще и здесь.

 

 

О чем же нам поведали 90-е и начало 2000-х?

 

О том, что частная инициатива – все, и промоушен – все. В 90-е АП испытала ренессанс конкурсов, от которых, казалось бы, уже отвыкли в конце 80-х, давших массовые фестивали и слеты с мастерскими вместо конкурсного жюри. На этих конкурсах я впервые увидел, уронив челюсть, авторов с подтанцовкой, подпевкой и оркестрами – выступающими как ОДИН человек. – сказавший, правда, волшебную мантру «…а помогут мне исполнить эту песню…». На слете «Открытие» в Переславле-Залесском я увидел автора, который танцевал, а аккомпанировал ему другой. На московском горконкурсе вышла тетя и сказала «а помогу т мне исполнить эту песню про пиратов мои друзья», коих было пятеро, и они изображали из себя пиратов, прыгая и приплясывая на заднем плане, как в детской передаче «Будильник», кто застал. Об авторах, давно взявших себе аккомпаниатора по образу и подобию Городницкого (но тот хотя бы и вправду гитарой не владел), я уже и не говорю. Исполнитель – не человек. В конкурсе участвует все равно одна творческая единица. И песня оценивается при этом как исполненная одним. «И эти люди запрещают мне ковыряться в носу!».

 

Но одним мухлежом и погоней за конкурсными местами, как на «Интервидении», дело не ограничивается.

 

АП, которую в свое время не пустили в шоу-бизнес, и которая долго жила сама по себе, выстроив и оборудовав по последнему слову техники свою экологическую нишу, решила из нее выйти. Сломав нафиг большую часть построенного, и начав жить по законам шоу-бизнеса.

 

Авторы озаботились своими авторскими правами. Они издают свои альбомы и пытаются их продавать. Они думают об упущенной выгоде от концерта, на который не пришла часть зрителей, послушав записи. Уже потихоньку осваивается лексикон охоты за аудиопиратами. Начинаются имущественные споры, в этом году будет проводиться два Грушинского – двумя осколками некогда единого оргкомитета.

 

И это при том, что все это – детский сад штаны на лямках. Если бы наш акулы шоу-бизнеса написали простейший бизнес-план, они бы увидели, что вся полученная прибыль не стоит и месячной платы за телефон любого низового импрессарио. Так в карты играют, чтобы сохранить дух игры на деньги – со ставками по десять копеек. Имитация деятельности рок-индустрии, где музыканты и вправду пытаются жить на доходы от концертов и дисков.

 

К чему я все это сказал?

Наверное, чтобы подвести черту.

Эта эпоха тоже  к о н ч и л а с ь. Все.

 

Эпоха бурного капитализма в обществе кончается. Наступает эпоха чинности, благолепия и рекламы хайлайфа.

 

В телевизоре сплошная реклама домов и коттеджей на продажу. Все такие богатые.

Чубайс читает доклад «Гламур как национальная идея».

«Наше все» уже не мрачный рокер Шевчук, а  Ксюша Собчак и Оксана Робски. Успех измеряется в килобаксах. Все большее место в культурной жизни занимают светские сплетни – от кухни Букера до кто с кем ТАМ гуляет.

 

Это гламур, господа. Глянцевая реальность.

Один раз в истории такое уже было.

В конце девятнадцатого века. «Викторианская эпоха». Время витрин и неприличности заглядывания за фасады. Как известно с тех времен, - «Джентльмен – это тот, кто не попадается». Этика приносится в жертву эстетике – все должно быть чинно и благолепно. Спустя сто лет кто-нибудь будет снимать о нашей эпохе очередной виток паропанка, как сейчас – «Видок», «Ван Хельсинг» и «80 дней вокруг света». В  США накануне открытия военных действий против Японии, для офицеров разведки была издана одна умная книга - на нее, например, часто ссылается Йен Бурума. В ней сравнивались культуры Японии и Запада. Запад был назван культурой вины – одно из основных отличий в том, что предосудительно совершать плохие поступки, потому что они плохие. Почувствовав вину, нужно покаяться, и станет легче. Японская же культура – культура стыда. Плохо не совершать плохие поступки, а плохо когда тебя за это осуждают. Плохо когда стыдно. Нужно делать все, чтобы о совершенном тобой никто не узнал. Тогда станет легче.

 

Не зря, наверное, нынче в моде японское аниме. Там главные герои страдают именно когда им есть чего стыдиться перед другими – хоть когда-то крутимый в СССР «Брат-сирота», хоть сравнительно новый миядзакиевский «Шагающий замок».

 

Так вот, в большом мире сейчас наступает эпоха гламура – недостойное поведение из благородных побуждений достойно осуждения. Неподобающая форма достойна осуждения. А за фасадом можно чудесить сколько угодно.

 

В искусстве, похоже, уходит эпоха простого и грубого романтизма и начинается очередная эпоха сентиментальности, живописи в духе императорской академии искусств. В фантастике самые внимательные и зоркие – Олди и Дивов – говорят о крене современных писателей от романтизма к сентиментальности. Авторы АП обвешиваются аппаратурой и аккомпаниаторами. Олег Медведев выступает в Москве с оркестром. Грустное ха-ха в духе ослика Иа.

 

 

Собственно, АП это поняла давно – вспомнить чудесную женщину,  с красивым романсовым голосом – убивающую обаятельнейшей улыбкой то «Если можешь, ты прости меня пожалуйста…», то «Не взыщи, мои желанья грубы…».  С точки зрения подобающей формы – форма подобает. Красивая женщина КРАСИВО поет. Какие могут быть претензии.

 

И те же интонации – НОВЫЕ, НОВОЕ СЛОВО В ПРОЧТЕНИИ – так что целеполагание «Второго канала» соблюдено – у «Тамани». Две красивых девушки поют – а красиво-то как… Ну мало ли что «летчица» рассыпается у них, и идет красивая цыганочка вместо Галича – зато красиво-то как… Все млеют, и внешний зритель доволен, он еще с «Фабрики звезд» к гламуру приучен, а тут еще и с умным текстом слов.

 

Smile when your burden’s aching,

Smile when your world is breaking….

 

Все просто. Just smile, сукины дети. И я уже слышу по радио «Русские песни», - где гоняют то Макаревича, то Вертинского, то Ланцберга, то Шаова, то Трофима – Фрейдкина, совершенно рабоче-крестьянски улыбающегося во всю ширь на исполнении своей песни… «Если был бы отец живой». Так, с наглой понтярой, улыбаются со сцены, л а б а я «Сент-луи блюз» или «Мы в засаде годами ждали…», чтобы прямо в микрофон, полуобернувшись к соло-гитаристу, крикнуть – «А ну, давай», и он даст по первым струнам медиатором. Атмосфера наглого и понтового джем-сейшна. Форма, мля. Которая уже не оставляет места содержанию.

 

Или когда по тем же «русским песням» - 98,8 FM, блин – гоняют перепевки и переоркестровки Высоцкого и Окуджавы. Казалось бы, всего лишь уплотнили музыкальную ткань. Ну, красивше же звучит. Они же не слышали тезис старого исполнителя – «напихай септов в простой минор или мажор Окуджавы, и ты испортишь Окуджаву». Форма-то соблюдена – музыкальный продукт «песня Окуджавы» всего лишь получила новую аранжировку. Товар-то тот же. Гламур соблюден.

 

 

В общем, не думай, что ты смотришь на гламур, и он страшно далек от тебя.

Гламур тоже смотрит на тебя, и ты давно в пределах его досягаемости.

 

Когда-то давно американский классик Синклер Льюис, задолго до «Департамента государственной безопасности» и программы «Эшелон», написал роман о том, как США, выбрав не того президента,  мутирует в страну, слишком заботящуюся о своей безопасности. До «черных воронков» по ночам и «всенародного возмущения происками врагов». Роман называется «У нас это невозможно» - это фраза одного из героев романа, заявившего что в США построить Рейх или сталинскую страну советов невозможно в принципе.

 

Думая о том, что как-то недостаточно красив и отшлифован чей-то продукт, - подумай, не гламур ли говорит твоими устами. Ему ведь все мало – выдавив с канала «Культура» Анчарова и Галича в пользу Хомчик, Егорова и Мищуков, он выдавит и Хомчик и Мищуков, заменив их на вечно улыбающегося диктора программы «С добрым утром». Когда-то эта программа прославилась тем, что резала по живому песни, которые сама же выбирала когда ставить, если они заезжали на следующий новостной блок. Особенно трогательно было, помнится, слушать устиновского «Андерсена» без полутора куплетов. А там дойдет и до "Фабрики звезд" с конкурсом на лучшую поп-мелодию к тексту Бродского.

 

В общем, люди – я того, люблю вас. Будьте бдительны.

 

 

 

 

 

 

 

Subscribe

  • да, кстати - "педкнига" тю-тю.

    Заехали в тяпницу в педкнигу, посмотреть литературу на новый учебный год, и катеринае навыки обновить. Больше нет такого названия. Есть все тот же…

  • а теперь на каждой строчке повторяем: БЭЛЭЭМ!!!!! Эс-Джи-Ви!!!!!

    Полмира в крови, и в развалинах век, И сказано было недаром: "Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам..." И эти звенящие медью…

  • лытдыбр

    третья неделя удаленки в институте, вторая неделя домашнего ареста всей страны. Дивные ощущения сливного бачка, в который сунули кирпич для экономии…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • да, кстати - "педкнига" тю-тю.

    Заехали в тяпницу в педкнигу, посмотреть литературу на новый учебный год, и катеринае навыки обновить. Больше нет такого названия. Есть все тот же…

  • а теперь на каждой строчке повторяем: БЭЛЭЭМ!!!!! Эс-Джи-Ви!!!!!

    Полмира в крови, и в развалинах век, И сказано было недаром: "Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам..." И эти звенящие медью…

  • лытдыбр

    третья неделя удаленки в институте, вторая неделя домашнего ареста всей страны. Дивные ощущения сливного бачка, в который сунули кирпич для экономии…